Skip to Content

Твои размышления о войне…

Под таким названием сотрудники Кабанской детской библиотеки провели опрос среди юных читателей в возрасте от 11 до 14 лет. Цель данного опроса – выявить, в какой степени дети владеют информацией о Великой Отечественной войне, ее героях. Было предложено восемь вопросов, на которые пожелали 41 человек.

На вопрос, «Когда началась Великая Отечественная война?» 98% ответили правильно - 22 июня 1941 год; 41% указали точную дату - 22 июня; 12% - знали даже время начала Великой Отечественной войны – 4 часа утра. Только один ученик назвал дату - 1939 год.

На вопрос «Кто и с кем воевал?» все ребята ответили правильно, только варианты ответов были разные. Германия и Россия – 15 человек, немцы против русских – 22 человека. Были и такие ответы: советская армия с немецкими фашистами, Гитлер против Сталина, русские и американцы против немцев.

О Великой Отечественной войне дети узнали из разных источников. Судя по ответам на вопрос «От кого ты узнал о Великой Отечественной войне?», им небезразлична история нашей Родины, особенно этот период.

14% опрашиваемых получили информацию о Великой Отечественной войне от своих близких: бабушек, дедушек, родителей и даже от прабабушек.
30% - узнали в школе от учительницы, значит, в школе уделяется большое внимание ическому воспитанию учащихся.
7% - читателей получили информацию от всех понемногу, значит, эта группа респондентов наиболее заинтересована в знаниях о войне.
5% - черпали информацию при просмотре фильмов и чтении книг на военную тему. В библиотеке есть группа читателей, интересующихся этой темой.
Очень интересное впечатление произвели ответы на четвертый вопрос: «Назови книги или фильмы о Великой Отечественной войне, которые тебя потрясли», оказывается, наши участники опроса смотрят художественные и документальные фильмы. Самые популярные фильмы: «А зори здесь тихие…», «Семнадцать мгновений весны», «Они сражались за Родину», «Освобождение», «Судьба человека», «Отец солдата», «В бой идут одни старики», «Три танкиста», «1941».

Наряду с этими фильмами, ставшими классикой кинематографии, были названы современные фильмы: «Сволочи», «Мы из будущего», «Звезда», «Офицеры». Из документальной хроники были отмечены фильмы: «Алтарь Победы», «В огненном кольце», «История войны», «Жуков», «Сталинград».

Учащимися были прочитаны книги В.Астафьева «Где-то гремит война», Ю.Бондарева «Горячий снег», А.Бирюкова «Чайка», А.Фадеева «Молодая гвардия», А.Твардовского «Василий Теркин», «Блокада Ленинграда», многих потрясло стихотворение М. Джалиля «Варварство».

Только 4% ответили, что «Война и мир» это книга о Великой Отечественной войне.

Пятый вопрос «Кого из героев Великой Отечественной войны ты знаешь?» вызвал некоторое затруднение. Основными героями, по мнению наших читателей, являются: маршалы Жуков и Рокоссовский, Сталин, летчик Алексей Маресьев, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло.

20% - назвали героями войны наших земляков (хотя это был отдельный пункт анкеты). Были и такие ответы: Павлик Морозов (1), Иван Сусанин (2), Неизвестный солдат (1). 20% не назвали героев Великой Отечественной войны.

Пожалуй, наибольшее затруднение у наших читателей вызвал вопрос, «Какие основные сражения и битвы Великой Отечественной войны ты можешь назвать?». И это не удивительно. Ведь в 6-х и 7-х классах предмет «история» чаще не предусматривает изучение этого материала. И наши респонденты имели лишь наиболее общие сведения по данной теме. Но мы все-таки решили включить такой пункт в вопросник. Ведь многие почерпнули информацию из рассказов своих дедушек, бабушек, прабабушек и прадедушек, которые воевали и участвовали в наиболее крупных сражениях Великой Отечественной войны.

68% - знают о битве под Москвой, Сталинградской битве, битве на Курской дуге, битве за Будапешт, о Висло-Одерской операции, о блокаде Ленинграда.

21% - затруднились , 11% - не отвечали вообще.

Удивительное и поразительное впечатление произвели ответы детей на вопрос: «Какой была война для народа нашей страны?» И наши юные читатели, знающие о войне только из рассказов, книг и кинофильмов, подобрали такие образные и впечатляющие определения, которые действительно характеризуют Великую Отечественную войну. «Война была: страшная, голод и холод, мучительная, ужасная разруха, неожиданная, жестокая, очень тяжелая, долгая, жуткая, трагическая, кровопролитная, разрушительная, ожесточенная, с большими потерями, потрясение для всего народа, священная, народная, освободительная».

И последний восьмой вопрос «Кого из героев-земляков ты можешь назвать?» предполагал, насколько опрашиваемые знают историю своего края, а точнее, героев нашего района.
61% - назвали земляков героев Истомина, Суворова, Попова. Видимо, потому, что видят их портреты на центральной площади возле памятника «Павшим за Родину». На встрече с ветераном Великой Отечественной войны В.Ярец слушали его воспоминания и рассказы о войне. Некоторые назвали своих родственников: Ивана и Георгия Сурановых из с.Истока, К.Хлыстова, В.Попова, о которых узнали от своих близких.

39% учащихся, к сожалению, не знают своих героев-земляков. Значит, задачей библиотеки является активизация ического воспитания детей, особенно в краеведческом аспекте.

По итогам опроса можно сказать, что детей не оставили равнодушными те знания, которые они приобрели в кругу семьи, школе, библиотеке о Великой Отечественной войне. На вопросы, предполагающие более точные сведения и факты о Великой Отечественной войне, ребята либо затруднялись , либо не отвечали совсем. Ведь школьная программа по истории России, как отмечалось выше, не рассчитана на этот возраст. Но общими знаниями о войне дети обладают, проявляют интерес к данной теме, читают книги и стихи, смотрят фильмы, рисуют.

В дальнейшем наши анкетируемые конечно приобретут наиболее полные знания, изучая историю мира, России и своего края.

Комментарии

Отправить комментарий

CAPTCHA
Код подтверждения*
Enter the characters shown in the image.


Theme by Dr. Radut.