Буддийский Новый год — Сагаалган

Поскольку в Бурятии тесно живут два дружественных народа, то не удивительно, что праздники, ранее связанные с национальным укладом жизни, празднуются всеми живущими в Бурятии народами. При этом возникают вопросы, например: «Случайно ли Сагаалган часто совпадает с Масленицей?» Это не случайность. Масленица – древний языческий праздник по случаю наступления весны. У всех народов Новый год празднуется либо в конце осени, когда природа засыпает, либо с началом весны, когда природа как бы просыпается. То есть, когда завершается годовой хозяйственный цикл. И если земледельческие народы радовались тому, что весной просыпается земля, то скотоводческие осенью готовились к зимовке домашних животных, который нагулял жир за лето. Вспомним, что и евреи, бывшие в древности скотоводами, тоже празднуют Новый год осенью. Раньше буряты праздновали Новый год осенью. От тех времен до сих пор жива традиция – осенью прибавлять возраст скоту. Так тугал (телёнок) становится осенью буруу (годовалым), буруу- хашаригом (двухгодовалым) и т.д. Есть разные версии - почему буряты перенесли празднование Нового года на зиму. Самая распространенная версия – внук Чингисхана Хубилай, чья резиденция находилась в Пекине, ввел эту китайскую традицию по всей своей империи. Если у Вас есть еще вопросы, связанные с Бурятским Новым Годом, читайте далее.

Некоторые, как говорит сатирик Михаил Задорнов, отмечают «главный российский праздник - китайский Новый год». Между тем в значительной части территории нашей страны восточный Новый год действительно является главным праздником. Только не по китайскому, а по монголо-тибетскому календарю - расхождения между ними составляют примерно месяц (а иногда Новый год и совпадает).

Восточный календарь строится на основе лунного цикла (1 оборот Луны вокруг Земли), а григорианский на тропическом годе (1 оборот Земли вокруг Солнца) - времени прихода земли в одну и ту же точку небесной сферы относительно солнца, и поэтому возникает разница в наступлении Сагаалгана по европейскому календарю.


УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 1 ФЕВРАЛЯ 2012 Г. N 11 «О ПРАЗДНИКЕ БЕЛОГО МЕСЯЦА «САГААЛГАН» В 2012 ГОДУ»
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Бурятия «О праздничных днях в Республики Бурятия» постановляю:
1. 22 февраля - первый день Нового года по лунному календарю - праздник Белого месяца «Сагаалган» объявить нерабочим праздничным днем на территории Республики Бурятия.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Республики Бурятия  В. Наговицин


У некоторых народов Сибири, а также калмыков, пришедших в нынешние земли из Джунгарии, восточный Новый год является главным праздником. В шести субъектах Российской Федерации он имеет официальный государственный статус и объявлен нерабочим днем. В Калмыкии, Бурятии, Забайкальском крае торжества имеют выраженный буддийский характер. В Туве, Республике Алтай и отчасти в Иркутской области (она последней установила праздник после объединения с Бурятским Усть-Ордынским округом) это больше народный, чем религиозный праздник, хотя алтайские и прибайкальские буддисты ориентируются и на тибетскую ритуалистику.
Традиционно в канун Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год.

За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам — десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдан Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.

Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра - либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, богиня окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы — хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Настоятель поздравляет всех с наступившим новым годом.

В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц — самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.


Чтобы тело и душа были молоды!
Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма).
Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).


В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи — это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

В Сагаалган особое значение придаётся и белому цвету, и белой пище. «Сагаалган» буквально означает «отведать белое кушанье». Любой молочный продукт, используемый в церемониях и обрядах как ритуальное блюдо, по-бурятски называется «саган эдеэн». Новогодней пище придавалось магическое значение, считалось, что она способна содействовать процветанию и долголетию людей. Праздничная кухня должна отличаться от повседневной. В Сагаалган старались использовать и особую праздничную посуду. В частности, для спиртных напитков вытачивались специальные чашки из корня берёзы для почётных гостей (аянга). Большие чашки для мяса (тэбше) делались из ствола берёзы без сучков и тщательно полировались.


Люблю я повеселиться, особенно пожрать!
Традиционные позы и пельмени никого сегодня не удивят, поэтому я предложу вам сегодня несколько необычное блюдо, попробуйте побаловать себя, любимых!

ХУШУУР (Мясные груши)
Фарш и тесто для хушуура готовят так же, как и для поз, только в фарш добавляется чуть побольше воды. Тесто раскатывают на тонкие круглые лепешки, на них укладывают фарш, края защипывают так, что изделия получают форму груши. ХУШУУР опускают в кипящий жир и держат до образования бледно-желтой корочки. Если груши готовы для употребления, то при проколе вытекает светлый жир. Норма составных частей мяса, муки и других компонентов такая же, как при приготовлении поз. Не принимайте пищу слишком близко к сердцу!


У бурят считается - чем больше гостей в Сагаалган заглянет в дом и чем богаче будет стол, тем счастливее и сытнее наступит год. Поэтому на новогоднем столе должно быть не меньше десятка блюд из баранины. По старинным традициям, почётным блюдом служила отварная баранья голова. Если вам подают баранью грудинку, то принято отрезать мясо кусочками и делиться с другими, иначе можно заработать репутацию жадного человека. Готовились традиционные бурятские позы (бууза), хушуур, саламат, кровяная колбаса в желудочке, варился бухлёр (бульон с бараниной). Но обязательными были и остаются сейчас блюда на основе молока, творога, сметаны. В старые времена алкоголь полагался только людям старшего возраста - молочная водка из коровьего молока «тарасун», или «архи», крепостью 25-30°, или крепкая архи двойной возгонки крепостью 40° - «бозо». Сейчас эта традиция не соблюдается, но напиваться в Сагаалган считается неприличным.


Если я чего решил, так выпью обязательно
Рецепт бурятской водки (так делала моя бабушка Софья)
Начну издалека… Когда будете в г. Улан-Удэ, забегите на «кумыску» в районе Верхней Березовки. Спросите, чай, не Москва, объяснят. Возьмите там литр свежего кумыса. Дома слейте во флягу обрат и добавьте животворящий кумыс. Если хотите водочки (в бабушкином селе это называется «тарасун») покрепче добавьте сахар. Когда бурно забродит, отлейте в литровую баночку и поставьте в холодильник, это будет закваска на следующий раз (если понравится). У бабушки, конечно, всегда была своя. Когда обрат выбродит, наливаем его в самогонный аппарат и «Уракша!», то есть «Вперед!». На повседневное пользование пьют полученную спиртово-водно-кисломолочную смесь. Для праздников ее перегоняют еще на один раз. Получается покрепче водки, но вещь славная! Для обрядов делают третий перегон, но это уже почти чистый спирт. Видит бог, что мы не пьем, а лечимся!


Новый год в Бурятии немыслим без образа и участия Белого старца – мудрого покровителя людей и животных, с каждым годом все более и более становящегося непременным атрибутом и хозяином Сагаалгана. На наших глазах происходит процесс становления новой традиции, и мы на вопросы друзей из других регионов говорим просто: «А это наш Дед Мороз». Между тем этот милый седобородый старец старше и грознее античного Рима и его легендарных легионов.

Белый старец (Сагаан убген – Cagaan ebugen) является одним из самых распространенных фольклорных образов монголоязычных народов. В мифологии монгольских народов Белый старец входит в число хозяев (эдженов) земли, их глава. Стоит ему махнуть посохом с драконовой головой в какую-то сторону, и там начнется массовый падеж скота, поэтому его и называют «Мялзан цагаан овгон», то есть «Белый старец, повелевающий жизнью и смертью».

Как показывает само имя – Белый старец, он представляется и появляется в молитвах и призываниях монголов всегда в образе старого человека, одетого в белое, с белыми волосами и бородой, который опирается на посох с навершием дракона. На его присутствие в добуддийских верованиях монгольских народов указывает монгольский термин «ebugen», который означает «старик», «старейшина», но многими исследователями интерпретируется как «родовой предок», «родоначальник».

Наименование «cagan» (сагаан) – «белый», «седовласый» – указывает на то, что Белый старец – это добрый, благодетельный хозяин земли, родовой предок, покровитель. В настоящее время скульптурное изображение Белого старца, находящееся в Иволгинском дацане, расположено в весьма почетном правом углу алтарного ряда.

Как говорил «великий комбинатор» - «Ближе к телу!» Прежде чем приступить к трапезе, хозяева совершают обряд «далга» - подношение угощений хозяину очага. Он сопровождается словами пожелания самого лучшего для своего дома. При этом отрезают три кусочка мяса (брали три кусочка со всех яств со стола) и бросают в огонь, капают три раза молочной водкой. Огонь - символ жизни, символ возрождения, измеряющийся понятием, что у нас есть наши предки - наше прошлое; есть настоящее и наши дети и внуки как символ будущего.

С наступающим Новым Годом! Сагаалганар, амар мэндэ!!!

Onogon (не проверено) чт, 01/03/2012 - 06:28

Сагаан hараар, Сагаалганар!!

Сагаан hараар, Сагаалганар!!

Незарегистрированный пользователь (не проверено) пн, 12/03/2012 - 19:40

нефига себе у нас обрат

нефига себе у нас обрат свиньям. на водку денег нет. илюху знаю. он как всегда прикалывается или правда можно так водку делать?

Гость (не проверено) вт, 13/03/2012 - 23:05

Илюха в этом вопросе врать не

Илюха в этом вопросе врать не будет

Незарегистрированный пользователь (не проверено) пн, 12/03/2012 - 19:47

Илюху не знаю. Тарасун пил.

Илюху не знаю. Тарасун пил. От него в голове светло, а ноги не ходят.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Укажите символы, которые Вы видите на картинке:
Введите символы, которые показаны на картинке.