Чёрная сестрица бани

О любви русского человека к бане слагаются легенды. Все иностранцы, гостившие в России отмечают эту особую привязанность. «Баня» - это одно из ключевых понятий в русском гостеприимстве. Первоначально гостю предлагалось пойти в баню («омыться с дороги»), и только затем его кормили и укладывали спать. Для древних славян омовение в бане приравнивалось к ритуальному действу. Ценилось даже не столько очищение тела, сколько очищение души, считалось, что в месте с потом из организма выходила разного рода хворь, по их мнению, баня являла собой волшебный синтез четырёх стихий: огня, воды, воздуха и земли и изгоняла из организма дурные деяния злых духов.

Все мы привыкли к понятию паровой бани, которая по другому называется баней по-белому, однако всегда ли привычная нам баня была такой? Нет, с древнейших времён был известен другой, более ранний вид бани, которая называлась - баня по-чёрному. Эта баня отличается от своёй «белой сестры» способом прогрева. Говоря проще, если в процессе топки дым, не попадая в помещение, сразу выходит через трубу на улицу, то это баня по-белому. Если же дым окутывает помещение и выходит через приоткрытую дверь или специальное окошечко – то это баня по-черному. В таком случае, конечно, страдает само помещение бани, коптятся стены, на лавках и полке оседает сажа. Как ни странно, но именно это и было тем особенным, что сохранило такую баню до 20-го века. Кроме того, что дым от дров снимает все посторонние запахи, он уничтожает вирусы (доказано современными медиками), и наши предки как будто это знали. Была также прикладная выгода бани по-черному в том, что из одежды и каких-либо хозяйственных тканей, развешанных над каменкой во время топки, дым выгонял паразитов (вшей, клещей).

В Сибири баня по-чёрному получила довольно широкое распространение. Здесь она ещё каких-то 70 - 80 лет назад была широко известна и весьма уважаема среди сельского населения. Но с коренным изменением жизни населения баня по-чёрному стала всё более и более терять позиции, из-за неудобства пользования и малоэффективности. Те, кто успел застать те времена и всё-таки помылся в такой бане, говорят со смехом - «Если к ней не привычен, то больше измараешься, чем вымоешься!». Но это конечно юмор, многие из наших прадедов и прабабок мылись как раз в таких банях и не считали это чем-то особенным, это было обыденным явлением.

Послевоенный период – время активной перестройки не только хозяйственной, но и духовной жизни людей. Советский человек в послевоенное время как бы наполнился новым смыслом, новым мировоззрением. И в связи с этим бани по-чёрному стали для «нового человека» еще менее «продуктивными», менее удобными, и более трудозатратными, поэтому те редкие бани по-чёрному, которые всё ещё оставались в деревнях, быстро переобустраивались на привычные нам бани.
Приведённая далее информация своей основой относится к Сибирским баням, не только по-чёрному, но и по белому. Строение и внутреннее убранство бани в основном имеет схожие черты. Баня в первой половине 20-го века представляла собой одиночную постройку во дворе. Как ни странно, но предбанники почти не строились, возможно, не хватало пиломатериалов, точную причину назвать сейчас сложно. Некоторые старожилы говорят о том, что в отношении всего посёлка бани были очень опасны, пожары в основном начинались либо с сараев, либо с бань. Не каждая семья позволяла себе строить баню. Если у семьи не было своёй бани, они ходили к соседям.

Строения могли быть разного диаметра, одни из самых больших строений бань по-чёрному составляли около 12 квадратных метров, то есть строение имело форму прямоугольника со сторонами 3х4. Самые часто встречающиеся размеры – это строение со сторонами примерно 3х3. Из самых маленьких можно назвать строение со сторонами 2,5х2,7 Бани по белому были заметно больше и могли составлять около 16 квадратных метров. Такое заметное различие в размерах обусловлено способом прогрева. Баню по белому натопить легче, поэтому и размерами она больше. Но по замечаниям старожилов баня больших размеров была ни к чему, на её обогрев шло много дров, во дворе она занимала много места.

Таракановская Августа Васильевна – жительница ст. Таловка привела более подробные и чёткие данные по строительству бань. По её словам, некоторые строения бани имели фундамент, правда, это был фундамент не в современном его понимании. По будущим углам строения закапывались огромные чурки, диаметром около 1 метра! Высотой такая чурка была около 80 см. Четыре такие чурки закапывались на глубину около 60-70 см так, чтобы на поверхности оставалось от 10 до 30 см. Это было весьма предусмотрительно, так как снизу баня проветривалась, брёвна не касались земли и не прели, а значит были защищены от гниения. Однако, такой предусмотрительный «фундамент» не был повсеместным, в основном баня фундамента не имела. Далее, в основание ложилась нижняя обвязка (или по другому «оклад»). Оклад состоял из четырёх брёвен, соединяющих четыре угла и образующих квадрат или прямоугольник. Сверху на оклад ложились поперечные брёвна-матки, их количество зависело от длины бани. Далее на матки по краям строения укладывались тёсаные брёвна – будущие стены. Эти брёвна, как говорят старожилы, укладывались в «лапу», то есть в каждом бревне делалось по две выемки с обеих сторон, и этими выемками бревно ложилось на предыдущее, а снаружи, по углам бани, от брёвен оставались длинные выступы, позже эти выступы стали отпиливать. Таким образом обеспечивалась крепость строения, такой бревенчатый сруб было очень тяжело развалить, их делали на века. Даже через 70-80 лет такой «сруб» невозможно было снести трактором его нужно было разбирать вручную по брёвнам.

Потолок в банях состоял из простых досок, которые прибивались к маткам, хотя матки ложились редко, в основном их заменяли поперечные доски. Крыша строилась обычной односкатной, наскоро сколоченной из досок. Также в Бурятии по рассказу Таракановского Николая Карповича, жителя ст. Таловка, встречались «земляные» (земля, песок) или «глиняные» крыши, они представляли собой обычные насыпи вместо крыши. Её приходилось постоянно латать, т. к. летом такие крыши зачастую «расцветали», на них росла трава. Иногда такую земляную крышу покрывали досками, это препятствовало размытию земли. В будущем это сформировало современный принцип строительства, только теперь вместо земли и глины засыпается шлак.

Пол в бане укладывался, когда здание было уже готово, и представлял собой строганные доски ровно лежащие друг к другу. Между половыми досками намеренно оставляли небольшие щели для выхода воды. Иногда опытные строители намеренно делали уклон банного пола в сторону сливной ямы. Однако цельный пол – изобретение более позднее. Чаще вместо цельного пола улаживались «щиты». «Щит» – это, как правило, 3-4 доски, скреплённые между собой поперечинами, имеют также продольные щели. Перед мытьём в бане их ложили, а после убирали, чтобы щит просыхал, и не образовывалось плесени.

Стены внутри бани иногда могли обтёсывать, а снаружи конопатили конопляной верёвкой или сушёным пыреем. Как правило, и внутри и снаружи бани стены не «обшивались» досками.

Приведённые выше данные относятся как к Сибирским баням в целом, так и к баням на территории Бурятии в частности.

Далее я хочу поподробнее остановиться на внутреннем устройстве именно бани по-чёрному.

Внутри банной постройки с краю, как правило, по правую руку, располагалась печь-каменка (или прямо напротив входа). Первоначально печь представляла собой округлый навал камней-булыжников. Притом камни были выложены таким образом, чтобы в основании было место для дров. Был также второй тип печи – вытянутая, прямоугольной формы, похожая на современную топку. По воспоминаниям Бельковой Клавдии Сергеевны печь (каменка) в ширину достигала от 60-80 см и более. А в длину 1 – 1,5 метров. Сама топка была не более 40-30 см. в ширину. Чтобы сделать каменку, умельцы первоначально готовили камень, его тесали и обколачивали как могли для придания прямоугольной формы с плоскими краями для того, чтобы один камень ровно лежал на другом. Выкладывалось дно и стенки топки, сверху улаживались либо железные прутья, либо колосники, на них складывали камни для прогрева, а далее стенки каменки. Если металла не было, то камни накладывали грудой, выкладывая их так, чтоб оставалось место для дров. Все нижние щели по бокам каменки замазывали раствором глины, смешанной с песком. Главным принципом было то, что камни, нагреваясь, могли ещё долго не остывать, поэтому в бане долгое время сохранялось тепло. Итак, каменка затапливалась, огонь нагревал выше лежащие камни, после того как они раскалятся, на них можно будет «поддавать пар». Впоследствии стенки печи выкладывались из самодельных кирпичей.

Возле стены, параллельной входной двери, стояла либо большая лавка, либо был сделан полок, в Бурятии чаще встречаются полки, тогда как в Алтайском крае предпочитали широкие лавки. Естественно, если дым шёл внутрь бани, она была продымлена. Полок и лавки были в саже, но перед тем как мыться, все стены и лавки обметались и окатывались водой, правда, полностью они не очищались. Некоторые семьи белили стены и потолок в бане, однако большого результата побелка не давала, после нескольких сеансов топки стены вновь были полностью чёрными.

В бане также находилась бочка с холодной и горячей водой. Бочки были разными, в дореволюционное время в основном бочки были долблёнками, выбитые из цельного дерева, позже появляются тёсаные, сбитые из досок в обручи. Горячую воду получали разными способами. Камни, которые были выложены поверх каменки, после долгой топки накалялись, их скидывали в бочку с водой, таким образом нагревая воду. В бочке снимался верхний слой воды с сажей. Такой способ нагрева воды существовал с древнейших времён, им пользовались ещё в начале 20-го века. Семьи, у которых была возможность приобрести металлические изделия, покупали чаны или другие ёмкости в целом не больше 50 литров объёма, но были и всего по 10-20 литров, такую ёмкость помещали в центр каменки и обкладывали камнями, вода нагревалась непосредственно на огне. Существовал другой интересный метод, о котором рассказал Таракановский Николай Карпович, отец которого работал в бондарной и владел кузнечным делом. Брали металлическую согнутую пополам трубу и помещали одну сторону в печь-каменку, а другую в деревянную бочку с водой, два открытых конца находились в бочке, труба была заполнена водой. Таким образом нагревали воду, правда, для этой процедуры было необходимо много времени. По прошествии примерно 1,5 часов (летом), 2-3 часов (зимой) хорошей топки, баня готова. Огонь в каменке гасился, хозяин дожидался, пока дым выйдет из бани. В алтайском крае, по рассказу Евтеховой Евгении Анатольевны, жительницы ст. Таловка, предпочитали мыться стоя, хотя в бане стояли лавки. Наша местная особенность в том, что хозяйки старались полностью очищать лавки и полки от сажи, что бы на них можно было сидеть.

Сливная яма обычно была под полком, глубиной около 1 – 1,5 метра, в ширину примерно так же. Время от времени, а чаще всего после каждого сеанса мытья в бане, воду из этой ямы вычерпывали вёдрами и выносили. Причины тому были две: во-первых, чтобы в бане не было запаха от отстоявшейся воды, а во-вторых, ямы не выкапывались большими и быстро наполнялись.

Банные веники заносились в баню заранее, а непосредственно перед применением их обкатывали «крутым» кипятком. Веники были в основном берёзовые, однако встречались, к примеру, веники из хвои и крапивы. Два последних применялись как лечебные, от кожных и других заболеваний, а также считалось, что они несут общее омолаживающее действие. Парились все от совсем маленьких до стариков, считалось, что вместе с потом выходит из организма всякого рода хворь. «Здоровей и крепче будешь» - приговаривали взрослые, напаривая ребятню. Хотя нужно сказать, что для самой ребятни это было самым ненавистным занятием в бане. Таисия Ефремовна Серебрякова, жительница с. Мостовка, вспоминала, что «парить» детей берёзовым веником начинали чуть ли не с пелёнок, люди верили в то, что это сильно укрепляет здоровье. И скорее всего они были правы, ведь эта традиция сохранилась до наших времён в неизменном виде.

Однако бани по-чёрному, в отличие от берёзовых веников, всё-таки исчезли из повсеместного использования. Для современных людей баня по-чёрному – это экзотическое удовольствие, возможность окунуться в ту далёкую эпоху, когда такие бани существовали повсеместно. Баня находила свое место не только в каждом зажиточном доме, но почти у всех бедных людей, ведь это важная часть жизни наших прадедов.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Подробнее о форматировании текста

CAPTCHA
Укажите символы, которые Вы видите на картинке:
Введите символы, которые показаны на картинке.